Внедрение бережливого производства на ОАО АЗ "Урал"

Июль 12, 2016 Кайдзен на практике


Несмотря на то, что концептуальные основы бережливого производства были сформулированы несколько десятилетий назад, его принципы можно рассматривать в качестве основ новой технологии менеджмента для российский предприятий. Концепция бережливого производства возникла как часть производственной системы фирмы Toyota (TPS, Toyota Production System) и является одной из определяющих причин успехов этой фирмы на международном рынке производства автомобилей

Скоро исполнится 12 лет с той поры, как на автозаводе «УРАЛ» были сделаны первые шаги по внедрению «бережливого производства». За прошедшее время автомобилестроители Миасса далеко продвинулись по дороге непрерывных улучшений. Но не знает исключений одна истина – нет предела совершенству..

А начиналось все на площадке первого сборочного участка цеха главный конвейер, где в середине мая 2004 года автозаводцы приступили к стандартизации рабочих мест. Почему именно отсюда начался отсчет ныне освоенных предприятием инструментов «бережливого производства»? Все просто. Главный конвейер – зеркало автозавода, в котором видны и плюсы, и минусы производства, здесь собираются «Уралы», тут возникают и снимаются с повестки дня проблемы. Только этих проблем мало никогда не бывает. Вот одни из самых застарелых и мешающих производству – сбои в ритме движения главной сборочной ленты предприятия, работа по прорывным, несвоевременная поставка в АСП комплектующих из других цехов завода. И вот с этим неприятным тормозом на пути сборки колесных вездеходов автомобилестроители отныне не намерены мириться.

В ритме главного конвейера: Бережливое производство на автозаводе «УРАЛ»

На площадке АЗ «УРАЛ» с декабря 2013 года приступили к реализации проекта по созданию внутризаводской тянущей системы. Есть в «бережливом производстве» такой могучий инструмент, который управляет материальными потоками, выравнивает их, когда надо. Если говорить очень кратко, то главная суть тянущей системы состоит в следующем.Изделия поступают на сборку по мере необходимости и по принципу «джастин тайм» – вовремя, в нужном количестве и безукоризненного качества. При этом сокращаются запасы, увеличивается гибкость производства. И что же надо для того, чтобы внутризаводская тянущая система работала как швейцарские часы? Создать в цехах-поставщиках супермаркеты, изготовить спецтару, запустить в работу систему канбан. И еще одно непременное условие – желание персонала исправить ситуацию и твердый настрой рабочей команды на успех. И тогда весь завод будет работать в ритме главного конвейера. Движется сборочная лента – производят продукцию все участки, остановилась – и в цехах тоже отпадает необходимость накапливать изделия про запас. Это в идеале. Однако на деле все получается сложнее. Да, можно быстро обзавестись спецтарой, без особой мороки создать карточки канбан, не составит проблему переоборудование бывших кладовых в супермаркеты… Самое же сложное в другом – сделать переворот в сознании людей, отказаться от привычной работы по старой системе подачи комплектующих на ленту главного конвейера.

Директор по развитию производственной системы ОАО «АЗ «УРАЛ» Григорий Прохоров: "Назначение супермаркета состоит в снижении запасов и в организации ритмичности потоков. Это место, откуда идет управление производством. Проект по организации внутризаводской тянущей системы проводится для того, чтобы ритмично работали все потоки и сборочные линии предприятия. Пока тянущая система действует только среди подразделений АСП, но вскоре все цеха завода вольются в нее".