Что такое гемба и почему оно напрямую связано с бережливым производством?

Май 29, 2017 Кайдзен на практике


Слово гемба, как и кайдзен, происходит из Японии и означает «фактическое место»- то есть место, где происходит какое-либо действие. Для японцев данное слово является обиходным и используется повсеместно(а не только в бизнесе, что характерно для западных стран).

Так, например, трудно представить японские СМИ без этого слова. Любой репортаж с места событий, будь то концерт поп-звезды или чрезвычайное происшествие, так или иначе, становится «репортажем из гемба». Но в отличии от СМИ, в бизнесе данное слово употребляется только к тем видам деятельности, которые добавляют ценность и способны удовлетворить потребности потребителей.

Гемба кайдзен в японии
Любой репортаж с места событий становится «репортажем из гемба»

ГЕМБА КАЙДЗЕН

В японской промышленности слово гемба практически в такой степени же популярно, как и кайдзен. Как Вы думаете, можно ли опытным путем определить насколько хороша японская компания всего за 10 минут? Ответ может удивить, но да, это вполне возможно! По мнению Иопа Бокерна, одного из первых консультантов по кайдзен в Европе, если во время разговора с японским менеджером вы не услышите в течение первых пяти минут слово кайдзен, а в течение первых 10 минут слово гемба, то можно смело говорить о том, что дела у данной компании идут далеко не самым лучшим образом. Данный пример подтверждает, что оба понятия (и гемба, и кайдзен) являются абсолютно естественными для менеджмента и они используют его во благо своим компаниям.

ЧТО ИМЕННО ОТНОСИТСЯ К ГЕМБА?

В любой коммерческой компании регулярно происходят сотни различных видов действий, но только три из них напрямую связаны с извлечением прибыли: разработка, производство и продажа продукции. Именно без этих трех ключевых видов деятельности не может существовать ни одна коммерческая организация. Исходя из этого, слово гемба можно трактовать как место, где происходят все эти три ключевых действия. Но это слишком широкое и размытое определение, которое может больше навредить, чем принести какую-либо пользу! В современных реалиях, менеджеры, занятые непосредственным внедрением инструментов бережливого производства на предприятиях, под словом гемба подразумевают только место создания продукции или услуги, уводя при этом в тень действия, связанные с разработкой и продажей продукции или услуги. Мы полностью поддерживаем данный подход, так как именно производством чаще всего пренебрегают менеджеры, рассматривая рабочее место только в качестве средства по извлечению прибыли. Современный менеджмент готов уделять все вниманию маркетингу и продажам, пренебрегая производством, хотя именно на рабочих местах чаще всего и находятся широкие возможности, которые могут придать компании новый виток в развитии. Но не стоит думать, что с гемба можно столкнуться только на промышленных предприятиях. Все уникальность данного термина заключается в том, что он всеобъемлющ и по-настоящему вездесущ, даже там, где его присутствие неочевидно. Например с гемба можно встретиться в сфере услуг- место, где потребители соприкасаются с услугами. Так, например, в гостинице гемба находится буквально повсюду: на входе, в номерах и барах ,в местах регистрации новых посетителей. Готовы поспорить, что банковские сотрудники даже не подозревают, что работают в гемба, несмотря на их постоянное взаимодействие с клиентами. Офисные служащие, выполняющие административные функции, также находятся в постоянном взаимодействии с гемба, так как у большинства таких отделов есть свои «внутренние» потребители. А если вы решитесь позвонить по телефону японскому начальнику производству или менеджеру по качеству, то с большой долей вероятности вы услышите от секретаря традиционные извинения с последующим ответом: «Его нет, он в гемба»..

ГЕМБА И МЕНЕДЖМЕНТ.ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

В гемба любая ценность, которая способна удовлетворить потребность потребителя, обязательно должна добавляться к услугам или продукции. Именно это позволяет компаниям процветать и развиваться. На приведенной ниже схеме можно увидеть, что гемба расположена над организацией, что отражает ее особую значимость для компании.При таком взгляде на отношения гемба-менеджмент, роль менеджмента сводится к обеспечению поддержки гемба, которая стоит над всем в структуре менеджмента. Все уровни менеджмента, начиная от высшего руководства и заканчивая менеджерами среднего звена, в первую очередь существуют для поддержания эффективности рабочих мест предприятия. Именно поэтому гемба и должна находиться в центре всех преобразований и являться источником всей информации, которая циркулирует от менеджмента к линейному персоналу и наоборот. Менеджмент должен взаимодействовать с реалиями гемба, чтобы решать возникающие там проблемы и по возможности устранять имеющиеся ограничения.

Гемба кайдзен в японии
Правильный подход менеджмнента компании к гемба

ГЕМБА И МЕНЕДЖМЕНТ.НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

К сожалению, в сегодняшних реалиях, многие менеджеры не в состоянии адекватно воспринимать свою роль на производстве, рассматривая , например, главный конвейер предприятия как место, где всегда все делается не так, с большими опозданиями и неиссякаемым потоком бракованной продукции. При таком взгляде на отношения гемба-менеджмент, роль менеджмента заключается в управлении политикой и ресурсами в гемба. Такое восприятие гемба менеджерами особенно характерно для западных компаний, где гемба фактически контролируется могущественными профсоюзами. При таком раскладе руководство всячески старается откреститься от вовлечения в работу, которая связана с гемба. Менеджеры попросту боятся предприятия и стараются занять себя работой, которая не соприкасается напрямую с производством. В такой обстановке работать с гемба приходится мастерам, которым руководство фактически разрешает делать все, что им захочется. Конечно, роль мастеров в гемба является одной из самых значимых, но им часто попросту не хватает базовых знаний и подготовки, чтобы управлять подобной работой.

Гемба кайдзен в японии
Неправильный подход менеджмнента компании к гемба

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Так сложилось исторически, что корпоративный персонал всегда стоит во главе и играет ведущую роль в отношении гемба. Ирония заключается в том, что этот самый персонал может не появляться в гемба месяцами, или только в случае чрезвычайной ситуации. Недостаток данной системы заключается в жестком разделении на тех кто раздает указания и на тех, кто их выполняет. Менеджеры склонны полагать, что их работа заключается в том, чтобы всегда говорить гемба, что делать. Но это ошибочный подход. Глядя на первый рисунок, где гемба находится сверху, менеджеры могут понять, что им надо слушать людей из гемба и учиться у них, чтобы оказать своевременную помощь. Именно при такой модели, гемба становится источником здравого смысла и недорогих улучшений.